Антуан де Сент Экзюпери: Принц маленькой планетыБольной, переломанный, переживший множество аварий, он снова рвался в небо. И лишь там становился самим собой. Любовался видами, открывавшимися внизу, мечтал, фантазировал... Нашим предкам Земля казалась огромной. Но самолеты, оторвавшиеся от материнской поверхности, превратили ее в маленький шарик. А самый, наверное, романтичный пилот Земли не уставал напоминать ее жителям о таких простых вещах, чуть не позабытых на изломе страшного XX века, как тепло, доброта, сочувствие, сердечная боль... В ту ночь ему снились величественные громады Центрально-Американских Кордильер, покрытых сплошным ковром тропических джунглей, над которыми местами курились вершины непотухших вулканов. Словно силы ада, рвущиеся из преисподней, вздыбили эту землю, а силы рая любовно укутали ее в зеленый наряд тропиков. Он вновь ощутил восторг человека, которому посчастливилось увидеть этот край с высоты, почти недоступной даже для птиц. А потом ему пришлось заново пережить тот ужас, который он испытал тогда, в небе Гватемалы, осознав, что самолет падает, земля неотвратимо приближается и нет никаких шансов на спасение. Рвущийся из глубин души крик заставил его проснуться. Внезапно, сразу... Сердце гулко билось, по щеке текла слеза. Это он сам кричал. Он машинально взглянул на подсвеченные календарь и часы. 30 июля 1944 года. Два часа ночи. Да, глубокая ночь — тревожное время, особенно в период полнолуния. В голову лезут непрошеные воспоминания — об авариях, катастрофах, больничных койках. Чего-чего, а этого в его жизни было в избытке. А ведь он еще далеко не старик. Всего лишь ровесник этого странного, самого, наверное, противоречивого века. Родился посреди 1900 года — 20 июня. Фамилия изысканная, старинная, аристократическая. И родовой замок, само собой. Старинный, с высокой башней, рыцарскими латами, драгоценными гобеленами, набором всевозможных легенд, то душещипательных, то суровых. Он улыбнулся, вспомнив, с какой гордостью отец рассказывал о том, что является потомком рыцарей. Что, впрочем, не мешало ему работать страховым инспектором. Ничего не попишешь, аристократическое происхождение еще не гарантия от финансовых проблем... Впрочем, сам Тонио (так называли его домашние) не собирался становиться офисной крысой, превращаться в прилизанного пунктуального клерка или задерганного коммивояжера. Да, нынче не время рыцарей. Говорят, на земле нет места романтике. А в небе? Нужно стремиться к невозможному, нужно обнимать необъятное. Иначе зачем вообще жить? Вырастая, дети летают во сне. Но только самые настойчивые из них начинают летать по-настоящему, став взрослыми. Впервые мальчик прикоснулся к небу в 12 лет. Известный летчик Габриель Вроблевский прокатил его на своем примитивном (1912 год) моноплане. Сам Вроблевский вскоре погиб (век первых пилотов был недолог). Но Тонио был уже отравлен небом. И в 1921 году он добровольно пошел служить в авиационную часть в Страсбурге. Стал лейтенантом французской армии. И вскоре — первая авария, произошедшая во время испытания нового самолета. Здорово ему досталось — несколько месяцев провалялся в больнице. Но этот щелчок судьбы был не единственным. За время болезни его невеста — Луиза де Вильморен — успела выскочить замуж за какого-то торговца, который увез ее в Соединенные Штаты... А это уже двойная катастрофа для молодого человека. Ведь Луиза казалась ему идеалом женщины, женственности. Впрочем, может, оно и к лучшему?.. Антуан качнул головой. Нет, это он сейчас такой умный, а тогда ему так не казалось. Приходилось начинать жизнь с нуля — ни жены, ни авиации. И вспоминать не хочется все эти съемные квартиры, обеды в скромных забегаловках (где вместо крольчатины могли накормить и хорошо приготовленной кошатиной), провал на экзаменах в Морскую академию, отчаянные попытки заняться архитектурой, коммивояжерские мотания по медвежьим углам, случайные романы с пассиями, на которых по утрам порой было страшно смотреть.
Закончилось все тем, что он вернулся к небу. Судьба, от которой не убежишь. В 1926 году Антуан стал пилотом компании "Лакоэтер". Его "поставили" на почтовую линию, связывавшую Францию с Африкой. А на следующий год он стал начальником промежуточного аэродрома, расположенного в районе мыса Джуби (Северо-Западная Африка). Тут, в местах, где воды бескрайней Атлантики смыкаются с бескрайними же барханами Сахары, продолжилась закалка его характера (многих выходцев из Европы эти места просто ломали и перемалывали). Он как сейчас помнит худые руки полуголых, почти дочерна сожженных солнцем арабских детей, судорожно сжимающих пустые банки: "Дай попить! Дай!" В глазах — смесь тоски и жадности, с которой дети бедных восточных стран просят "бакшиш". Но здесь главный "бакшиш" и лакомство — вода... Пустыня — страшное место. Какие тучи песка поднимаются в воздух от движения лопастей пропеллера! Будто марево — грязно-серый туман, застилающий даже солнце! Это только щедрые на сравнения журналисты говорят, что пустыня — море песка. Ничего похожего. И песок пустыни совсем не похож на пляжный песок. Это мельчайшая пыль. Противная, вездесущая. Она скрипит на зубах, забивается под одежду, между страниц книг и журналов, тонким слоем покрывает пол и постели в жилищах... А еще песок умеет петь. И тому, кто слышал, трудно забыть "пение" барханов — зловещую мелодию пустыни, предшествующую сокрушительным песчаным бурям. Рядом же вода, очень много воды, Атлантический бассейн. Но, увы, эта соленая вода непригодна ни для орошения, ни для питья. Поэтому в тех редких, очень редких, местах, где есть колодцы, разбиты палатки мавров. Вокруг бродит тощий скот, выискивающий травинки. В этом раскаленном аду еще и рабство есть. Местные вожди любят повоевать друг с другом за десяток коз или рабов. Однажды прекраснодушные французские летчики (в том числе и он, конечно же) за свои личные деньги, вскладчину, выкупили раба-марокканца. Но сколько других рабов осталось. Так мало добра среди моря зла. Только разве было бы лучше, если бы и этот один, живой, конкретный человек страдал дальше?.. Как и многие другие французы, он пытался разводить в пустыне газелей. Их держали в загородках под открытым небом, потому что газелям нужен свежий воздух. Они вообще — самое хрупкое, что есть на свете. Если их изловить совсем маленькими, они живут в неволе и кормятся из ваших рук. Дают себя погладить, тычутся влажными мордочками в вашу ладонь. Вы думаете, что приручили их, прогнали ту печаль, от которой тихо гаснут в неволе многие дикие животные... Но приходит день, когда вы застаете их упершимися рожками в изгородь. Их магнитом влечет в пустыню. Они порой так и стоят, упершись, пока не умрут. Они не живут без пустыни. А без чего не можем жить мы?.. Он вздохнул. Тогда на краю пустыни он попробовал свои силы в литературе. В 1929 году была опубликована его повесть "Южный почтовый". Многим это показалось чудом. Технарь, летчик с почтовой линии на краю ойкумены вышел на большую литературную сцену. Впрочем, ремесло писателя не заставило его отказаться от самоощущения летчика. Хотя... Черт возьми, если копнуть глубже, о литературе он всегда, с детства еще, мечтал не меньше, чем о небе. В четыре с половиной года Тонио нашел на дне старого сундука брошюру по виноделию. Ее смысл был совершенно недоступен его пониманию, но он прочел ее всю, от корки до корки, получая радость от самого процесса прочитывания каждого слова. Первая книжка! А второй стал сборник Ганса Христиана Андерсена. Вот ее он полюбил по-настоящему, осмысленно. Потом открыл для себя Жюля Верна. Тогда ему было уже около десяти. "Черная Индия", одна из наименее известных книг знаменитого фантаста (ныне считающаяся скучноватой), ослепила его блеском величия и тайны. Он не очень любил классические "серьезные" романы. Разве что Бальзак. И особенно — "Отец Горио". Но в 15 лет Антуан наткнулся на Достоевского. И это стало для него настоящим откровением. Он сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, бескрайнему. И бросился читать все, что написал этот автор. А в 16 лет он открыл для себя поэзию... В 1931 году вышла новая его книга "Ночной полет". Мир понемногу открывает для себя писателя Сент-Экзюпери, а летчик Сент-Экзюпери продолжает бороздить небо на несовершенных тогда еще машинах. В середине 30-х он работает чиновником по особым поручениям "Эр Франс" в Азии. Под ним — гигантская территория, населенная массой народов и племен (зачастую малоизученных). Было большое количество аварийных посадок. Достаточно вспомнить путешествие в Камбоджу, закончившееся приводнением в затопленных джунглях, кишащих змеями. А в мае 1936 года он приехал в СССР. И здесь тоже чудом избежал гибели. В Советском Союзе тогда испытывали только-только построенный восьмимоторный самолет AHT-20 "Максим Горький". Этот гигант имел просторные салоны для пассажиров, внутреннюю телефонную связь, множество технических новшеств, невиданных в авиации. Ну как Антуан мог пройти мимо такой новинки — не "попробовать на зуб"? И ему пошли навстречу. В порядке исключения (большевики умели делать себе рекламу, ублажая известных иностранцев) допустили к управлению самолетом, "дали порулить". Но чуть ли не на следующий день, во время авиапарада, "Максим Горький" погиб, задетый небольшим самолетом сопровождения. На борту было много людей. "Известия" тогда опубликовали его статью "О движущей силе". Летчик и писатель, глубоко потрясенный произошедшим, искренне сочувствовал погибшим. И в конце выразил уверенность, что страна и люди, создавшие такой самолет, "сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли — чудеса техники". (При желании здесь можно увидеть пророчествование насчет наших космических достижений.) Кстати, его жена — Консуэло — тогда думала, что он погиб. Она не находила себе места, металась по комнате, с трудом сдерживаясь, чтобы не сорваться в истерику. Она успокоилась, лишь когда он позвонил из Москвы, сказал, что жив, здоров. Она разрыдалась прямо в трубку... Да, Консуэло... Они так странно познакомились. По сути, совершенно случайно. В Буэнос-Айресе, куда он в свое время был назначен техническим директором компании "Аэропоста Аргентина". В новой его избраннице не было ничего, что делало бы ее похожей на Луизу. Маленькая женщина, способная превращаться в сгусток страсти. Но при этом — тонкий человек, умеющий понять несказанное и увидеть в шляпе удава, проглотившего слона.
Про таких в селе говорят — "привораживает", потому что иначе не могут объяснить, отчего мужчины так по ним сохнут. Впрочем, почему только в селе?.. Его близкие друзья тоже приняли этот брак с недоумением. Благополучный человек выбирает богемную иностранку с другого континента, к тому же уже дважды побывавшую замужем. Ну что ж... Друзья — это, конечно, хорошо. С ними можно приятно провести время, удивить их гипнозом (благо с детства баловался) или карточными фокусами, но в рассуждения о личной жизни их лучше не пускать. Бедная Консуэло, ей не раз приходилось метаться по комнате, ожидая сообщений о нем. Его имя прогремело в очередной раз после аварийной посадки в Ливии. Ливийская пустыня — это гигантский безжизненный глинисто-щебеночный "остров" посреди песчаной Сахары. Если всю Сахару можно сравнить с преддверием ада, то Ливийская пустыня — сам ад. Человек здесь "высыхает" в течение одного дня. Антуан и его спутники должны были погибнуть. Но случилось чудо — трое суток подряд дул невиданно влажный для этих мест ветер с неблизкого Средиземного моря. А на четвертые сутки полуживые люди увидели песчаные барханы, чахлые кустики травы. Это была Сахара, тут случилось еще одно чудо — их подобрали арабы... Впрочем, опасности подстерегали его не только на авианиве. В 1937 году он поехал в Испанию как журналист. В стране, раздираемой гражданской войной, его чуть было не расстрелял патруль, состоявший из анархистов. Если иные политические силы все же искали хоть какой-то повод для расправы над неугодными, то эти ребята не знали удержу в расстреле всех подозрительных. А подозрительными считались все, кто непохож на них, анархистов. И в которой раз его спасла мелочь, чистый случай. Улыбнувшись, он попросил покурить. Патрульные не пожадничали. После этого расстреливать человека, с которым поделились куревом, было уже как-то неудобно...
И снова воздушные катастрофы. В феврале 1938-го Антуан задумал совершить перелет через всю Северную и Южную Америку по маршруту Нью-Йорк — Огненная Земля. Самолет потерпел аварию в Гватемале. Вот уж в этом случае он совсем не надеялся остаться в живых. Кома — "ощущение более чем неприятное" (так полушутя говорил он друзьям). К жизни возвращался медленно. Это похоже... Похоже... С чем бы сравнить? Будто всплываешь, поднимаешься к поверхности окружающего мира сквозь густую, вязкую массу подсознания. Он предпринимал мучительные физические и умственные усилия, но никак не мог полностью вырваться из забытья. А однажды вдруг проснулся. Ночью. В Гватемале из-за большой высоты над уровнем моря ночи очень холодные. А с него сползли одеяла. У него было восемь переломов, и сам он не мог дотянуться до покрывала. Пришлось звать сестру, просить ее... А дальше он сказал что-то непонятное. Попросил завернуть его в "несравненную ткань". — У нас нет такой, — сказала сестра и накрыла его сползшим покрывалом. Он вроде бы и думать забыл об этой странной просьбе. Пока однажды не посетил город Лион, в котором, будучи еще ребенком, прожил целый год. В одном районе сохранилась древняя стенка, оклеенная старыми-старыми афишами. Прочитав их, он сразу вспомнил о Гватемале. "Обезболивающая ткань - несравненное средство от ран и ожогов!" Вот откуда взялась "несравненная ткань"! Правда, если покопаться в памяти, то эта же ткань и раньше "всплывала" в памяти — в творчестве. В "Планете людей" он говорил своему приятелю Гийоме: "В тот же вечер я доставил тебя в Мендосу, там тебя, словно бальзам, омыла белизна простынь". Как причудливо переплетаются в его жизни и творчестве детские воспоминания. Гийоме... Он погиб 27 ноября 1940 года, пилотируя гражданский самолет над Средиземным морем. Его сбил какой-то истребитель, скорее всего итальянский. Боже! Такое впечатление, что у него, Антуана, больше не осталось друзей. Наверное, это и есть старость. Как быстро она приходит! Умерли, ушли почти все, с кем он работал на линии Касабланка-Дакар, да и в Южной Америке тоже. Почти не осталось людей, которым можно было бы сказать: "А помнишь?!.." Пустыня на месте друзей. А раньше он думал, что такое одиночество — удел глубоких стариков. Но как дожить до старости, когда началась такая война. Он раньше других понял, как опасно заигрывать с нацистами. В марте 1939 года ему пришлось побывать в "третьем рейхе". Там твердо обещали встречу с Германом Герингом. Ну как же, самый знаменитый летчик Франции обязательно должен встретиться с асом первой мировой, ныне — шефом люфтваффе. Но, узнав о вступлении немцев в Прагу, он отказался от этого рандеву и немедленно покинул территорию Германии. Антуан, в отличие от наивных политиканов, прекрасно понимал, что нельзя замирить агрессора. Действительно, очень скоро началась война. Позже ее назвали "странной войной". Антуан рвется в строй, он умоляет министра авиации Шансора Норбера перевести его в истребительную авиацию: "Я все сильнее ощущаю удушье. Боже милостивый, чего мы ждем?!" Но в том-то и дело, что политики чего-то ждали. А французские солдаты меж тем играли в футбол с немецкими, делились анекдотами на совместных чаепитиях. Поразительное благодушие. Франция была обречена. Футбол и чаепития вскоре закончились. По-братски поделив Польшу на Восточном фронте, немцы сосредоточили на Западном отборные части и мощным ударом в обход "линии Мажино" сокрушили французскую оборону. Кто-то просто спасал жизнь. А Сент-Экзюпери угнал прямо с заводской территории в Бордо самолет, набитый под завязку французскими и польскими военными летчиками, не желавшими сдаваться. Даже удивительно, как несколько десятков человек поместились в один небольшой самолет. Еще удивительнее, как они дотянули через все Средиземное море до Алжира. Впрочем, вскоре капитулировали и те французские политики, что перебрались сюда. В августе 1940 года, демобилизовавшись из разгромленной армии, Антуан сумел навестить своих родных. Они жили в неокуппированной зоне Франции, ставшей сателлитом "третьего рейха". Но он не собирался сдаваться на милость победителя, тем более такого. Повидал родных — и ладно. Дальше привычный путь многих — Португалия и пароход в Нью-Йорк. Американцы встретили его хорошо. Он жил в Нью-Йорке, на 21-м этаже дома в районе знаменитого Централ-парка. Пользовался вниманием журналистов, много раз выступал на радиостанциях, в престижных университетах, везде призывал американцев помочь французам в организации сопротивления. Но... 30 января 1941 года в местной прессе появились сообщения о том, что прогерманское "правительство Виши" назначило его членом марионеточного Национального совета. Конечно, он бросился опровергать это сообщение, протестовал, возмущался, говорил, что его согласия никто не спрашивал. Увы! Нашлось множество желающих облить его грязью. Постарались и живущие во Франции сторонники генерала де Голля. Очень уж претили им сомнения Сент-Экзюпери насчет того, что их патрон может говорить от имени всего французского народа. Началась настоящая травля. А ведь он не требовал для себя никаких благ, кроме одного — чтобы его допустили к боевым самолетам. Но американцы сказали, что Экзюпери слишком стар для полета на "Лайтнингах". "Инструкция, сэр, только до 35 лет..." В 1942 году вышла его книга "Военный летчик". Произошедшее дальше можно назвать только идиотизмом. Книги одновременно запретили на территориях, подконтрольных вишистам и "голлистам". И те и другие усмотрели в ней преступную ересь. Только одни — антифашистскую, другие — пронацистскую, пораженческую. Да, в те дни он еще мог верить политикам. Всерьез полагал, что заносчивого и властолюбивого Шарля де Голля мог бы заменить более терпимый Анри Жиро (не только терпимый, но и мужественный, что он доказал, совершив побег из немецкого плена). Но, познакомившись поближе, он и в этом политике разочаровался. А потом американцы, не моргнув глазом, заключили соглашение с Франсуа Дарланом, более года возглавлявшим "правительство Виши" (заметьте, не включенным в него без личного согласия, как было с самим Сент-Экзюпери, а возглавлявшим!). Его признали французским верховным комиссаром Северной Африки... После этого он перестал верить в политике кому бы то ни было. Он хотел быть только солдатом, здесь все честно и ясно. 20 апреля 1943 года с одним из американских военно-транспортных конвоев Антуан отплыл в Северную Африку. Здесь он присоединился к французской армии, возобновившей операции против немецких и итальянских войск. Консуэло не могла понять его. Ее любимый будет вновь ежедневно подвергать свою жизнь опасности? Как? Зачем? Он объяснил ей все в письме.
Но в реальности все сложилось еще горше, сложнее, паскуднее. Возвращаясь с задания, он допустил небольшую ошибку и врезался в ограждение летного поля. Ссылаясь на возраст, американское командование отстранило его от полетов. В дополнение ко всем бедам он споткнулся на лестнице и грохнулся, сильно ушибив копчик, сломав пятый поясничный позвонок. И это после всех предыдущих травм. Снова больничная койка, вынужденное безделье. А недруги считают его чуть ли не симулянтом и снова поминают сообщение о том, что вишисты включили его в свое правительство (сверхпатриоты по-прежнему делают все, чтобы запретить его книги). Он одинок, резок, невоздержан. Близок то к самоубийству, то к тюрьме и чуть ли не расстрелу.
Наконец весной 1944 года американский журналист Джон Филипс — человек с большими связями — добился зачисления Сент-Экзюпери в разведывательную авиагруппу. Он снова в строю, снова воюет. Уже освобождена Корсика, скоро дойдет черед до континентальной Франции. И вот в этих условиях — в смертельной опасности, а не грязных мелких склоках — он снова чувствует себя спокойным, счастливым и даже здоровым:
"Грядущий муравейник", "добродетель роботов" — подумать только, воюя с тоталитаризмом, как точно при этом Экзюпери предвидел главные недостатки будущего демократического общества, внешне благополучного, но имеющего свои червоточины. Он посмотрел на часы — полтретьего ночи. Потом взглянул на календарь. Пожалуй, нужно поменять день, ведь уже наступило 31 июля. И обязательно нужно поспать, завтра — вылет... В этот день, 31 июля 1944 года, он не вернулся на аэродром. Долгие годы никто не знал, что с ним случилось. Лишь много десятилетий спустя, 7 сентября 1998 года, рыбаки с судна "Горизонт" случайно выловили тралом цепочку-браслет с надписью Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — с/о Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y.City — USA. To есть надпись указывала имя владельца, имя жены и адрес нью-йоркского издателя "Маленького принца". Место пометили на карте и начали исследовать. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель нашел на 70-метровой глубине обломки самолета, возможно, того самого, на котором летел писатель. И, наконец, в 2003 году фрагменты самолета были подняты на поверхность. Сличив номера с американскими военными архивами, установили, что это действительно тот Lockheed Lightning P-38, которым управлял Сент-Экс. Незадолго до гибели, на счастье нам, он успел дописать "Маленького принца". Сказка создавалась в самый разгар травли, организованной против него сановными интриганами. Его письмо к Консуэло, в котором он рассказывал о своих бедах, разрисовано фигурками героев из "Маленького принца". После смерти, как это водится, все, в том числе и де Голль, зачислили себя в друзья писателя. Он враз стал признаваем, даже обожаем. И лишь маленькая женщина, вдова Консуэло, знала, что стоит за всеобщими признаниями в любви. Она сама, своими руками вылепила бюст и статую любимого человека. Но лучшим памятником ему и их любви стали гениально наивные рисунки на полях писем, посланных ей. Ими и сейчас иллюстрируется удивительная книга, созданная удивительным человеком, — "Маленький принц". |
|
|